Юзабилити - что это такое?

Рекомендации по улучшению юзабилити сайта alorbroker.ruСкачать

Рекомендации по улучшению юзабилити сайта qiwi.ruСкачать

Слово «юзабилити» встречают все, кто занимается раскруткой сайтов. Что подразумевает под собой этот термин?

анализ юзабилити

Когда нужно юзабилити для сайта

Юзабилити – это степень годности чего-то либо к использованию. Веб-ресурс представляет собой некий продукт, разработку и такая его характеристика, как эргономичность, эффективное применение, адаптация к потребителю и называется юзабилити. Данное свойство не имеет отношения к поисковым роботам, но находится в прямой зависимости с количеством посетителей и продажами товара. Даже интересные оптимизированные статьи и низкие цены не привлекут потребителя, если сайт элементарно неудобен – открываются лишние окна, нет достаточной информации о продукте, для приобретения товара нужно заполнять целую анкету. Кейсов неудачных юзабилити существует множество. Но ориентироваться необходимо на такую концепцию, которая позволит повысить уровень удобства для просмотра и покупок.

Что оценивают, анализируя юзабилити:

Это то, насколько легко посетители разобрались в работе сайта. Смогли ли они достичь своей цели, нашли ли то, что искали.

Производительность зависит от времени поиска конкретного объекта и сложности задач.

Анализируется, насколько посетитель удовлетворен продуктом. Критерий базируется на субъективном мнении и оценка возможна только благодаря отзывам или опросам.

Информация должна быть свежей – новости, пресс-релизы, даже поздравления с праздниками, которые прошли уже более месяца назад, снижают количество покупок.

Смысловой центр должен приводить посетителя к единственно правильному решению – покупке. Для этого демонстрируются преимущества, предлагаются скидки.

Фотографии товара – качественные картинки (возможно, с водяным знаком), структурированные по категориям.

Сложное меню, множество подкатегорий, которые не видны на главной странице не понравятся посетителю.

Адаптация для поисковых машин

Юзабилити может повлиять на индексацию сайта в поисковых системах. Существуют определенные параметры, которые следует учитывать при разработке ресурса.

юзабилити продвижение сайта

Юзабилити для продвижения сайта

Суть анализа юзабилити и работы по его повышению

Чтобы определить, какие именно работы нужны на интернет-площадке, необходимо проводить анализ юзабилити. Этапы его логически последовательны. Во-первых, специалисты должны ознакомиться с тематикой и целевой аудиторией, сравнить ресурс с конкурентами на локальном рынке сбыта (страна, регион, город) и с аналогичными западного образца. Затем осуществляется анализ функционала и использования его посетителями. Далее формируется задача и составляется техзадание и список доработок, необходимых на ресурсе. После согласования с заказчиком проводится реализация – создание более комфортного пространства для юзера. Дополнительно проводится оценка нового юзабилити, чтобы увидеть эффект от работы.

Как будет выглядеть результат?

С точки зрения потребителя и поискового робота, идеальная страница будет иметь несколько обязательных характеристик.

Оформляем интерфейс с учетом требований к юзабилити

Простота и понятность функционала является ключевым критерием в оценивании удобства использования. Переход между разделами меню и категориями делается с учетом индексации страниц.

Впоследствии по «навигационной тропе», то есть страницами, посещаемые юзером, можно ориентироваться – где человек задержался, что ему понравилось, откуда он ушел. Для лучшей ориентации необходимо ввести также карту сайта, тематическую разбивку страниц. Поисковые машины оценят наличие карты, с которой есть прямая ссылка на главную. Кроме того, в навигационной системе нужно предусмотреть возможность показать посетителю, где он сейчас. Например, строка, в которой указаны категории и разделы: товары для дома-текстиль-постельное белье.

Лишние страницы в поиске нужного товара только мешают. Много подуровней воспринимается отрицательно, даже, если все остальное в порядке. Можно упростить задачу при помощи перелинковки (к примеру, в блоге, чтобы не искать продолжение или начало статьи, перелистывая, сразу ставятся ссылки вида «Часть 1»). Текстовая ссылка понятна пользователю и упростит ему поиск. Так же удобен ссылочный текст – слово (даже ключевое), направляющее на соответствующую страницу. Это дополнительная подсказка на определенную тему.

Правила создания грамотного юзабилити

2 секунды

Нельзя заставлять пользователя слишком долго ждать ответной реакции сайта. Обработка вопроса или анкеты, переключение между категориями, запуск приложения – оптимальное время ожидания не более нескольких секунд.

3 клика

Вся навигация должна укладываться в три клика. Или же быть настолько интуитивной понятной, чтобы пользователь не запутался в перелинковке и подменю. Кейс: нужно найти на сайте инструментов и товаров для дома гофрированную трубу для унитаза производства конкретной фирмы. Товары для ванной-сантехника-унитазы-фурнитура-выбор по брендам – пример навигации, понятной посетителю.

От 5 до 9

Нельзя перенагружать информацией. В основном меню должно быть не слишком много элементов – 7 считается оптимальным числом.

Отношение эффекта к действию.

Называют правилом 80/20 и формулируют так – 20% посетителей- это 80% продаж. Обновления и улучшение должно происходить с учетом действий именно тех 20% клиентов, давшие наибольшую прибыль.

Статьи – перевернутая пирамида.

Смысл таких статей заключается в том, что основная информация должна быть ясна читателю буквально из первых абзацев. Все важные моменты упоминаются в начале – если посетителю статья неинтересна, он не потратит свое время бесцельно.

Инструменты юзабилити

Это только небольшой перечень инструментов, которые используют эксперты при проверке, тестировании и анализе сайта. Те, кто используют эти и другие инструменты, получают более высокую конверсию, развиваются динамично и приносят большую отдачу, чем те, где юзабилити-технологии не используются.

Инструменты позволят определить эффективность тех или иных действия владельца – если баннерная реклама не приносит посещения и дохода, от нее можно отказаться в пользу других вариантов продвижения.

Цитата

Главное в маркетинге - это экспериментирование и попытки создать нечто новое. Раньше или позже, но ты разберешься, что работает, а что нет.

Билл Бишоп (эксперт в области маркетинга)

Кто такой юзабилити-специалист и зачем он нужен?

Профессионалы, знающие задачи и технологии web-usability – инженеры прикладных наук, которые знают, как грамотно структурировать сайт, умеют его оптимизировать так, чтобы учитывать интересы и особенности посетителей. При помощи специалиста по usability станет более комфортным, выиграет на фоне конкурентов за счет эффективности и адаптированности для потребителя.

Ю-инженер – это исследователь и аналитик, который налаживает контакт между технической стороной сайта и действиями живых людей, воспринимающие ресурс по-своему и реагируют по-разному.

Сначала специалист исследует целевую аудиторию, чтобы понимать, кем является предполагаемый клиент, как он воспринимает продукт и что нужно сделать, чтобы улучшить качество восприятия. Разработанные алгоритмы пользовательских задач становятся концепцией будущего интерфейса для посетителей, трансформируясь, в свою очередь, в список заданий для дизайнеров и программистов, которые перепроектируют сайт в соответствии со схемой.

Именно ю-инженер, а не дизайнер или владелец должен создавать прототип интерфейса пользователя, именно он, анализируя задачи и поведение посетителей, моделирует систему навигации, меню, продумывает, как будет происходить обратная связь, как эргономично переформатировать сайт. На основе созданной юзабилити-специалистом спецификации, макета, разработчики делают его максимально понятным и продуманным. Затем проводится тестирование и экспертиза готового проекта, которую ю-специалист осуществляет при участии других экспертов. Тесты в реальных условиях и при помощи ю-инструментов дают представление о продуктивности, о конверсии и удобстве пользовательского интерфейса.

Однако все эти работы не должен выполнять исключительно один человек, универсальный работник в сфере юзабилити. Над проектом могут работать 2-3 профессионала, которые успешно совмещают в себе сразу несколько специализаций – например, ю-менеджер, он же аналитик и тестер. А с ним в команде ю-проектировщик, социолог-исследователь и эксперт.

Услуги usability:

Анализ пользовательского интерфейса и поведенческой модели посетителей

Необходимо для рационального использования средств при создании нового проекта. Без грамотного подхода к разработке веб-ресурса не добиться высокой посещаемости уровня продаж. Аналитики помогут снизить риски, неизбежные при выходе товара на рынок.

Проектирование и разработка приложений для мобильных устройств

Сейчас смартфоны и планшеты используются гораздо активнее, чем стационарные компьютеры, с ними посетитель всегда на связи. Просматривать ресурс и приобретать продукцию намного удобнее, если есть сертифицированное приложение, мобильная версия, созданная для различных ОС.

Разработка концепции пользовательского интерфейса

Прямая задача такого специалиста – проанализировать аудиторию, сделать социологическую выборку, составить портрет посетителя и сформировать алгоритм действий, которые будут максимально эргономичны. Этим занимается ю-проектировщик.

Тестирование

Существуют специальные технологии и пользовательское тестирование. Эксперты помогут определиться, насколько готовый ресурс отвечает представлениям потенциальных клиентов.

Исследование eye-tracking

Есть некоторые секреты, которые позволяют контролировать поведения посетителя – суть системы заключается в грамотной расстановке смысловых акцентов, логически приводящие пользователя к определенному действию – покупке, заполнению анкеты, регистрации. На основе исследования могут быть произведены совсем незначительные изменения и только на конкретных страницах, но CTR увеличится сразу же.

Исследования фокус-групп

Изучение отношения потребителей к продукту и реакции на него - анализируется целевая аудитория проекта. Фокус-группа дает возможность ознакомиться с возможными идеями и предложениями юзеров по улучшению бренда или продукта.

Комплексный аудит юзабилити

Анализ ресурса с точки зрения ю-специалистов: позволяет определить продуктивность ресурса и рекламы, проблемы в пользовательском интерфейсе, разработка рекомендаций для увеличения конверсии.

show

Написать нам

Команда по Вашему проекту
  • PR менеджер

  • Интернет-маркетолог

  • Медиапланер

  • Специалист по контекстной рекламе

  • Бизнес аналитик

  • Юзабилити специалист

  • SMM специалист

  • Верстальщик html

  • Программист 1С Битрикс

  • Руководитель отдела копирайтинга

  • Руководитель SEO отдела

  • Креативный директор

  • Технический дизайнер

  • SEO специалист

  • Руководитель отдела интернет-маркетинга

  • SERM специалист

  • Руководитель отдела продаж

 

Подпишись на рассылку

Самое профессиональное мнение в SEO-сообществе, более 1000 подписчиков

наверх